Стратегические риски

Отрицательное влияние на результаты деятельности ОАО «МРСК Урала» могут оказывать как макроэкономические факторы, так и изменение политических, экономических и социальных условий в России. Возможность снижения спроса и цен на основные экспортируемые Российской Федерацией виды сырья (нефть, газ, металлы) вследствие кризисных явлений, возможность снижения спроса на товары на внутреннем рынке, а также снижения темпов производства обуславливает возникновение таких стратегических рисков Общества, как существенное отклонение фактического полезного отпуска и потребления электроэнергии от планируемых значений, а также снижение объемов технологического присоединения к сетям. В целях минимизации данных рисков осуществляется мониторинг электропотребления, формирование прогноза с учетом сложившейся динамики электропотребления, полезного отпуска и заявок на технологическое присоединение. В целях улучшения взаимодействия с потребителями ОАО «МРСК Урала» проводятся мероприятия по доведению информации в части технологического присоединения до потребителей, организованы Центры обслуживания клиентов, информация в части организации технологического присоединения публикуется на официальном сайте.

Климатические особенности Уральского региона также могут оказывать негативное влияние на деятельность ОАО «МРСК Урала». Возникновение чрезвычайных ситуаций, связанных с резким изменением температур, стихийными бедствиями (пожары, наводнения) могут привести к нарушениям электроснабжения, принести материальный ущерб Обществу. С целью минимизации данных рисков в ОАО «МРСК Урала» заключаются договоры страхования имущества, компенсирующие ущерб, создается аварийный запас материально-технических ресурсов, проводится подготовка аварийно-восстановительных бригад. Недостаточная проработка механизмов функционирования розничного рынка электроэнергии, влечет за собой риски, связанные с разногласиями между электросетевыми и энергосбытовыми компаниями в отношении объемов потребления электроэнергии, ростом дебиторской задолженности и низкой платежной дисциплиной потребителей. С целью минимизации данных рисков Общество осуществляет мероприятия по устранению причин возникновения конфликтов с потребителями, по снижению дебиторской задолженности за услуги по передаче электроэнергии, а также нарабатывает судебную практику и создает положительные прецеденты.

Не менее значимым фактором является отсутствие на законодательном уровне урегулированности отношений между распределительными сетевыми компаниями и ОАО «ФСК ЕЭС» в части договоров аренды «последней мили». Несмотря на законодательно установленное право заключения договоров аренды объектов электросетевого хозяйства ОАО «ФСК ЕЭС» с распределительными сетевыми компаниями, отсутствует порядок согласования таких договоров с Министерством энергетики Российской Федерации. Таким образом, желание крупных промышленных потребителей заключать «прямые» договоры на передачу электроэнергии с ОАО «ФСК» и практика судебных решений по данному вопросу влечет вероятность снижения объема оказываемых услуг вследствие расторжения (не продления) договоров аренды «последней мили» Общества с ОАО «ФСК ЕЭС». Управление рисками в вопросах взаимоотношений с ОАО «ФСК» направлено на четкое соблюдение договорных условий, своевременное оформление пролонгации договоров. Осуществляется непрерывный мониторинг и анализ судебной практики.

На фоне экономического спада, с учетом установления предельного роста тарифов по регионам актуален риск увеличения экономически обоснованных затрат смежных сетевых компаний при ограничении темпов роста котловых тарифов на услуги по передаче электроэнергии. Соответственно, в условиях ограниченного роста конечных и сетевых тарифов не исключено принятие тарифа региональным регулятором в отношении отдельных сетевых организаций со значительным ростом выручки путем снижения (либо неизменности) выручки у ОАО «МРСК Урала» в пользу увеличения по другим сетевым организациям. Основными направлениями минимизации риска являются предоставление в региональные органы регулирования обосновывающих материалов, подтверждающих необходимость увеличения расходов не ниже среднего индекса роста сетевых тарифов, а также работа с региональными регуляторами по отстаиванию позиции о необходимости опережающего роста расходов МРСК как системообразующей компании региона.